О компенсации за задержку неначисленных выплат
В соответствии с Федеральным законом от 30.01.2024 №3-Ф3 с 30 января 2024 года вступили в силу изменения в статью 236 Трудового кодекса РФ о компенсации за задержку неначисленных выплат.
При нарушении работодателем установленного срока выплат при заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, он обязан выплатить работнику денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) неначисленных своевременно сумм, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки.
При неполной выплате в установленный срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Выплата денежной компенсации обязательна независимо от наличия вины работодателя.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму.
«Угроза жизни и здоровью несовершеннолетних при нахождении на недостроенных и (или) заброшенных объектах»
Под заброшенным и (или) недостроенным объектом следует понимать здание или сооружение, неэксплуатируемое и оставленное без необходимого содержания его правообладателем в течение длительного периода времени. Заброшенные объекты бывают охраняемые и неохраняемые.
Однако, нахождение несовершеннолетних на территории заброшенных зданий, сооружений, иных подобных объектах представляет потенциальную угрозу их жизни и здоровью.
Недостроенные или развалившиеся лестничные пролёты, вырытые котлованы, складированные стройматериалы и т.д. могут привести к увечью и гибели детей, поэтому их нахождение на таких объектах строго запрещено.
За несоблюдение указанного запрета родители несовершеннолетних могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, например, за вход на охраняемый заброшенный объект предусмотрена административная ответственность по ст. 20.17. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта», а также уголовная ответственность по ст. 215.4 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное проникновение на охраняемый объект».
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принимать меры для предотвращения свободного доступа на заброшенные объекты, так как они представляют потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Обязанность родителей – научить детей здоровой настороженности и бдительности, объяснить степень опасности, рассказать о запрете нахождения на строящихся и заброшенных строениях или снесённых зданиях, дать рекомендации по соблюдению ими собственной безопасности.
Утвержден обновленный перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной поддержки и социальных услуг
С 12 апреля 2024 года действует новый Перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения 11 мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 февраля 2024 года № 80н.
В соответствии с Перечнем к жизненным событиям, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки) отнесены:
- рождение ребенка;
- установление инвалидности;
- достижение пенсионного возраста;
- достижение ребенком определенного возраста;
- беременность;
- установление опеки;
- создание молодой семьи;
- потеря кормильца;
- получение статуса многодетной семьи;
- присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий;
- получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации.
Кроме того, с 31 декабря 2025 года граждан с помощью Единой цифровой платформы в социальной сфере через Единый портал государственных и муниципальных услуг будут информировать о мерах поддержки при потере работы и достижении предпенсионного возраста, а с 31 декабря 2026 года – при достижении ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, возраста 18 лет.
Уточнены требования для граждан, желающих принять участие в конкурсе на заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы
В соответствии с Федеральным законом от 23 марта 2024 года № 54-ФЗ право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении теперь имеют граждане, владеющие 12 государственным языком Российской Федерации, получающие профессиональное образование соответствующего уровня впервые и не имеющие обязательств по ученическому или иному договору, влекущему возникновение трудовых отношений после окончания обучения. Ранее право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении имели граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и впервые получающие среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с поправками в городах федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий, выраженного в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.
Соответствующие изменения внесены в статью 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 28.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Федеральный закон от 23 марта 2024 года № 54-ФЗ вступил в силу 3 апреля 2024 года.
Уголовная и административная ответственность за экстремистскую деятельность
Экстремизм можно определить, как приверженность лиц или групп лиц к крайним, радикальным взглядам, которые касаются общественной жизни (чаще её политической сферы).
Примерами экстремизма служат насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, публичное оправдание террористических действий, возбуждение розни социального, расового, национального или религиозного характера и другая деятельность, которая угрожает безопасности общества, а также нарушает права и свободы многих граждан, имея под собой для этого четкое идеологическое основание.
Борьба с экстремизмом регулируется Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25.07.2002 и ведется в двух направлениях:
– проведение профилактических мер, предупреждающих экстремистскую деятельность;
– выявление, предупреждение и пресечение экстремизма, исходящего от физических и юридических лиц.
Экстремизм включает в себя деятельность, которая не является насильственной, но все равно грубо нарушает права и свободы граждан, имея под этим идеологическую подоплёку (например, публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность). И терроризм, и экстремизм предполагают приверженность к радикальным воззрениям и угрожающим насилием или применяющим его практикам, дискриминирующим других людей по каким-либо признакам и негативно влияющим на общество.
Экстремизм направлен, в первую очередь, на негативные преобразования политического пространства (человеческие жертвы здесь необязательны), в то время как терроризм ставит своей целью дестабилизацию состояния общества в целом. Экстремизм является разрушительной общественной силой, негативно влияющей на сознание своих приверженцев и мешающими ходу обычной жизнедеятельности остальных людей.
Преступлениями экстремистского характера являются:
1) статья 280 УК РФ — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
2) статья 282 УК РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
3) статья 282.1 УК РФ — организация экстремистского сообщества;
4) статья 282.2 УК РФ — организация деятельности экстремистской организации.
В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеются три статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера.
Это статья 20.3 — пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, статья 20.29 — производство и распространение экстремистских материалов и 20.3.1 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений.
К их числу можно отнести: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (статья 17.10); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2)