Прокуратура разъясняет

Дата публикации: 16 июня 2016

ВЕРХОВНЫМ СУДОМ РОССИЙСКИМ ФЕДЕРАЦИИ ДАНЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ УКЛОНЕНИИ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ИЛИ НЕОДНОКРАТНОМ НЕСОБЛЮДЕНИИ УСТАНОВЛЕННЫХ СУДОМ ОГРАНИЧЕНИЙ

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 21 разъяснены вопросы, возникающие при рассмотрении судами дел о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, субъектом преступления, предусмотренного статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон об административном надзоре) судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.

В связи с этим суду необходимо выяснять, имелись ли в отношении подсудимого на момент совершения им уклонения от административного надзора или неоднократного несоблюдения установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений, вступившие в законную силу решения суда по административному делу об установлении, о продлении административного надзора, не истек ли установленный этими решениями срок административного надзора.

При установлении места жительства или пребывания лица, в отношении которого установлен и осуществляется административный надзор, следует исходить из положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Внимание судов обращено на то, что ответственность за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания наступает только в том случае, когда эти деяния совершены лицом в целях уклонения от административного надзора.

Предусмотренные сроки давности уголовного преследования за уклонение от административного надзора, совершенное в форме самовольного оставления поднадзорным лицом места жительства или пребывания, следует исчислять со дня задержания поднадзорного лица или дня явки его с повинной.

Разъясняется, что объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ, заключается в совершении лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по части 1 и по части 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за несоблюдение установленных ему судом административных ограничения или ограничений, нового деяния, выразившегося в несоблюдении таких ограничения или ограничений, если при этом не истекли сроки, в течение которых это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения, предусмотренные частью 1 и частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ.

Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ).

Несоблюдение установленных судом административных ограничения или ограничений следует считать сопряженным с совершением перечисленных в части 2 статьи 314.1 УК РФ правонарушений (например, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения), если эти действия осуществляются одновременно, в частности, указанные правонарушения совершаются во время нахождения лица, в отношении которого установлен административный надзор, в запрещенных для пребывания местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета, пребывания вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток.

Также внимание судов обращается на то, что обстоятельства, послужившие основанием для установления административного надзора, а также для привлечения лица к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, иной статье главы 6, 19 или 20 КоАП РФ, не предопределяют выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, которая устанавливается на основе всей совокупности доказательств, проверенных и оцененных посредством уголовно-процессуальных процедур. Если указанные обстоятельства препятствуют постановлению приговора, суд возвращает уголовное дело прокурору.

Аналогичным образом следует поступать и в случае рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства. В частности, решение о рассмотрении уголовного дела в указанном порядке принимается только при условии, что обвинение, с которым согласился обвиняемый, обоснованно, уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений подтверждается собранными по уголовному делу доказательствами.

При определении территориальной подсудности уголовного дела о таком преступлении местом совершения преступления следует считать место, по которому органом внутренних дел должен осуществляться административный надзор.

Если при рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению такого преступления, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обратить внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

ДОПОЛНЕНЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ ДЛЯ СУДОВ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПДД И УГОНАМИ

В связи с изменением законодательства, а также имеющимися в судебной практике вопросами, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 22 внесены изменения в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Указано, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 264 и статьей 264.1 УК РФ, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ – по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Внимание судов обращено на то, что водитель, не выполнивший законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, признается лицом, находящимся в состоянии опьянения, если направление на медицинское освидетельствование осуществлялось в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и отказ от медицинского освидетельствования (от любого предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования) зафиксирован должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспорта, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование либо уполномоченным медицинским работником в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Водитель, скрывшийся с места происшествия, может быть признан совершившим преступление, предусмотренное статьей 264 или 264.1 УК РФ, в состоянии опьянения, если после его задержания к моменту проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения или судебной экспертизы не утрачена возможность установить факт нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления транспортным средством. В случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования данное лицо признается управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения.

Ответственность по статье 264.1 УК РФ наступает при условии, если на момент управления транспортным средством в состоянии опьянения водитель является лицом, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 264 или статьей 264.1 УК РФ. При этом следует иметь в виду, что лицо, привлекаемое к ответственности, может отвечать как одному из указанных условий, так и их совокупности.

При этом лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. В связи с этим надлежит выяснить, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К имеющим судимость за преступление, предусмотренное частями 2, 4 или 6 статьи 264 либо статьей 264.1 УК РФ, относятся лица, имеющие со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу непогашенную или не снятую в установленном порядке судимость за любое из указанных преступлений или их совокупность. При этом следует учитывать, что сроки погашения судимости за каждое преступление исчисляются самостоятельно и не прерываются при совершении нового преступления.

По смыслу уголовного закона, преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ, совершается умышленно. Его следует считать оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения.

В случае если лицо совершает деяние, предусмотренное частями 2, 4 или 6 статьи 264 УК РФ, и ранее было подвергнуто административному наказанию по части 1 или 3 статьи 12.8 или статье 12.26 КоАП РФ либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 264 или статьей 264.1 УК РФ, то содеянное представляет собой совокупность преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 264 и статьей 264.1 УК РФ.

 

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Статьями 44 и 53 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве вида уголовного наказания установлено ограничение свободы.

Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

То есть при постановлении приговора судом осужденному к наказанию в виде ограничения свободы должны быть обязательно установлены ограничение на изменение места жительства или пребывания и ограничение на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также должна быть возложена на него обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Суд не вправе установить осужденному ограничения и возложить на него обязанности, не предусмотренные статьей 53 УК РФ.

Данная позиция закреплена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»

В силу ч. 2 ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

При этом на основании ч. 5 ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации, несовершеннолетнему осужденному наказание в виде ограничения свободы может быть назначено лишь в качестве основного вида наказания на срок от двух месяцев до 2 лет.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства (нахождения) осужденного.

При этом, согласие на «отступление» от ограничений, установленных осужденному приговором суда, может быть дано лишь уголовно-исполнительной инспекцией строго по основаниям и в случаях, указанных в частях 4-6 ст. 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Для этого осужденному, его адвокату (законному представителю), либо близкому родственнику осужденного необходимо обратиться в администрацию уголовно-исполнительной инспекции с соответствующим письменным ходатайством.

В ходатайства должны быть указаны сведения о причинах необходимости изменения места постоянного проживания (пребывания) осужденного, изменения места работы и (или) обучения осужденного, ухода осужденного из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, посещения осужденным определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо выезда осужденного за пределы территории соответствующего муниципального образования.

По результатам рассмотрения ходатайства уголовно-исполнительная инспекция выносит постановление с указанием мотивов и оснований принятого решения не позднее 10 суток со дня поступления письменного ходатайства, а в случае смерти или тяжелой болезни близкого родственника осужденного, угрожающей жизни больного, – не позднее трех суток со дня поступления письменного ходатайства.

Законом предусмотрено, что в период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

ПОЛНОМОЧИЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ В СУПЕРМАРКЕТАХ

Правовую основу частной охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Охранник — это сотрудник частного охранного предприятия, его деятельность лицензируется и контролируется органами внутренних дел.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон), в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Исходя из содержания статьи 12 Закона, охранник не обладает правом требовать сдавать сумки в камеру хранения при входе в магазин независимо от габаритов сумки, правом обыскивать покупателя. Поэтому в случае возникновения у охранника подозрения покупателя в краже, он имеет право с согласия покупателя проверить чек и предложить посетителю предъявить для осмотра сумку (одежду). В случае, если лицо совершило противоправное посягательство на охраняемое имущество, оно соответствии с законом может быть задержано на месте правонарушения, после чего должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). И уже сотрудники полиции проводят личный обыск и досмотр.

Согласно ст. 16.1 Закона охранник вправе применить физическую силу, чтобы предотвратить преступление или для самообороны.

В соответствии со ст. 17 Закона частные охранники имеют право применять специальные средства для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан; для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

При подозрении на причастность к краже несовершеннолетнего, администрация торгового заведения, вправе предложить ему задержаться на территории магазина до выяснения всех обстоятельств, с обязательным предупреждением его родителей или иных законных представителей, либо представителей органов опеки, с последующим вызовом сотрудников полиции. К несовершеннолетнему недопустимо применять физического насилия и принуждения пройти куда-либо. Прибывшие родители или представители опеки, должны дождаться прибытия полицейского патруля и вместе с несовершеннолетним прибыть на территорию ОВД, где собственно и имеют право проводить обыск в таких случаях.

Согласно ст. 11.5 Закона несоблюдение порядка осуществления фактического задержания, связанное с правилами применения оружия и специальных средств, может служить основанием для возбуждения ходатайства об отзыве лицензии.

Несоблюдение работником частной охранной организации порядка осуществления фактического задержания, связанное с превышением пределов, необходимых для задержания при применении насилия, наказывается в соответствии со статьей 203 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По всем вопросам нарушения частными охранниками установленных Законом требований к осуществлению частной охранной деятельности необходимо обращаться в органы внутренних дел либо в прокуратуру.

НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

29 марта 2016 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 29.12.2015 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который, в частности, внес изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в соответствии с которыми ограничивается начисление процентов по договорам потребительского микрозайма, заключенным на короткий срок.

Для микрофинансовых организаций предусмотрен запрет на начисление заемщику – физическому лицу процентов и иных платежей по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа.

Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, ограничение на начисление процентов по договорам потребительского микрозайма будет применяться к договорам микрозайма, заключенным с 29 марта 2016 года.

Согласно Информации Банка России юридическое лицо для осуществления деятельности в качестве микрофинансовой организации (МФО) должно быть внесено в государственный реестр. Проверить наличие организации в реестре можно на сайте ЦБ РФ.

В отношении юридических лиц, не включенных в реестр МФО и привлекающих денежные средства граждан (как правило под высокий процент), Банк России не наделен функциями контроля и надзора. В этой связи граждане, передавая указанным организациям денежные средства, подвергают себя риску их утраты или хищения.

МФО обязаны размещать копию Правил в месте, доступном для ознакомления с ними заинтересованных лиц. При этом копия Правил должна полностью соответствовать оригиналу.

Действующее законодательство не содержит запрета на привлечение агента при осуществлении МФО деятельности по выдаче потребительских микрозаймов.

В случае, когда МФО на платной основе уступает физическому лицу право требования по выданным договорам микрозайма с обязательным обратным выкупом (сумма цессии менее 1,5 млн. рублей), усматривается нарушение требований законодательства.

Кроме того, согласно внесенным изменениям изменился максимальный размер микрозайма, предоставляемого как гражданину, так и организации или ИП, который ранее составлял 1 млн руб. В настоящее время, сумма составляет 3 млн руб.

Введены 2 вида микрофинансовых организаций (МФО) – “микрофинансовая компания” (минимальный размер собственных средств (капитала) – 70 млн руб.) и “микрокредитная компания”. Уточнен порядок приобретения статуса МФО. Расширены основания для исключения из реестра. Закреплен порядок ликвидации микрофинансовой компании по инициативе ЦБ РФ (принудительная ликвидация). Пересмотрены ограничения деятельности МФО.

УТОЧНЕН ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ОБЪЕКТОВ, РАЗМЕЩЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НА ЗЕМЛЯХ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТОВ

Постановлением  Правительства РФ от 30.04.2016 N 385 внесены  изменения в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.

Вышеуказанный Перечень дополнен следующими объектами:

-Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

-Пункты весового контроля автомобилей, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

-Ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

-Нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, временные павильоны и киоски, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки и др.), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

-Лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

-Объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

-Пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

-Передвижные цирки, передвижные зоопарки и передвижные луна-парки.

-Сезонные аттракционы.

-Пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки.

-Спортивные и детские площадки.

-Площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак, а также голубятни.

-Платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов.

-Общественные туалеты нестационарного типа.

-Зарядные станции (терминалы) для электротранспорта.

Изменения вступают в действие  с 13.05.2016

О НЕОБХОДИМОСТИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СДЕЛОК С ДРЕВЕСИНОЙ

С 01 июля 2015 года в соответствии с  Правилами представления декларации о сделках с древесиной, утвержденными  постановлением Правительства  Российской Федерации от 06.01.2015 № 11, предусмотрено, что  юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В силу  требований статьи 50.5  Лесного кодекса Российской Федерации  декларация подается в двухстороннем порядке и продавцом и покупателем по  каждому договору в отдельности.

Декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц.

При этом непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной с 1 января 2016 года является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.28.1  КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 рублей.

Кроме того, транспортировка древесины осуществляется ее собственником на основании сопроводительного документа, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571. В сопроводительном документе также должен быть указан номер декларации о сделках с древесиной.

За транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 700 000 рублей с конфискацией древесины и транспортного средства.

УСТАНОВЛЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ

Федеральным законом Российской Федерации от 01.05.2016 N 138-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 12.23 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил перевозки людей, дополнена частями 4-6.

Так, организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено данными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных Правилами, повлечет наложение штрафа на водителя в размере 3-х тысяч рублей, на должностных лиц – 25 тысяч рублей, на юридических лиц – 100 тысяч рублей.

Кроме того, нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных данными Правилами, повлечет наложение штрафа на водителя в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4-х до 6 месяцев, на должностных лиц – 50 тысяч рублей, на юридических лиц – 200 тысяч рублей.

Изменения вступают в силу с 12.05.2016

МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ УВЕЛИЧЕНО ДО 8 ЧАСОВ

12 мая 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 01.05.2016 № 135-ФЗ, которым внесены изменения в статьи 3.13 и 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 33 и 109.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно изменениям, лицам, которым назначено наказание в виде обязательных работ, по их письменному заявлению, могут увеличить максимальное время работ до 8 часов в выходные дни и дни, когда лицо не занято на основной работе.

До внесения поправок, указанным лицам, с их согласия продлевали время обязательных работ с 2 до 4 часов, в дни, когда они были заняты на основной работе, но в выходные дни обязательные работы отбывались по-прежнему не более 4 часов в день.

Изменения позволят быстрее отрабатывать наказание и существенно сократить сроки исполнения постановлений судов.

УТВЕРЖДЕН ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ЗАПРЕЩЕНО ТРЕБОВАТЬ У СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р утвержден перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.

В принятый перечень включены, в частности, сведения из разрешения на строительство, сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, выписка из реестра федерального имущества, выписка из реестра зарегистрированных СМИ, сведения из ЕГРП, сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство, сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ, иные сведения и документы, и т.д.

Распоряжение вступает в силу с 1 июля 2016 года.

УСТАНОВЛЕНА УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И (ИЛИ) ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Федеральным законом Российской Федерации от 01.05.2016 № 139-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 200.3«Привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости».

За совершение указанных деяний в крупном размере установлены следующие виды наказаний: обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, исправительные работы на срок до одного года, принудительные работы на срок до двух лет и лишение свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

При совершении этих же действий группой лиц по предварительному сговору, а равно в особо крупном размере, наказание в виде обязательных работ увеличивается до четырехсот восьмидесяти часов, исправительные работы – до 2 лет, а лишение свободы – до 5 лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Согласно примечанию, лицо, совершившее указанное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если сумма привлеченных денежных средств (сделки с денежными средствами) возмещена в полном объеме и (или) если указанным лицом приняты меры, в результате которых многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости введены в эксплуатацию.

Кроме того, указано, что деяния признаются совершенными в крупном размере, если сумма привлеченных денежных средств (сделки с денежными средствами) превышает три миллиона рублей, а в особо крупном размере – пять миллионов рублей.

Этим же законом внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которым часть 1 статьи 200.3подлежит расследованию в форме дознания, а часть 2 – в форме предварительного следствия следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Изменения вступают в силу с 12.05.2016.

УПРОЩЕН ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАНЦАМ, КОТОРЫЕ ВЫНУЖДЕННО ПОКИНУЛИ СВОЮ СТРАНУ

Федеральным  законом Российской федерации от 01.05.2016 № 129-ФЗ внесены изменения в статью 8 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Согласно изменениям иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации и ставшие участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию, предоставлено право на  получение в упрощенном порядке вида на жительство в РФ. Также установлено, что вид на жительство выдается на срок действия Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Изменения вступают в силу 30.07.2016.

ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ И ТРЕБОВАНИЯ, НА КОТОРЫЕ ОНА НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

Исковая давность –  это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГК РФ). Срок исковой давности может послужить препятствием к осуществлению лицом своего права в принудительном порядке. То есть, если ответчик по гражданскому делу заявит о применении срока исковой давности, то суд откажет в удовлетворении иска только по одному этому основанию. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Но законодательство предусматривает и ряд требований, к которым исковая давность не применяется вообще. Так, в ст. 208 ГК РФ предусмотрены четыре вида таких требований:

1.Исковая давность не распространяется на требования о защите нематериальных благ и личных неимущественных прав, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со  ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Не могут применяться сроки давности по искам о защите прав авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства, поскольку указанные права бессрочны. В случае присвоения авторства, имени автора, искажения содержания произведения право на защиту имеют наследники, а при отсутствии последних требования о защите должны предъявлять соответствующие общественные организации и уполномоченные государственные органы.

2.Исковая давность не применяется по отношению к требованиям к банку о выдаче вкладов.

3.Исковая давность не применяется к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, поскольку они непосредственно связаны с личностью потерпевшего и его наследником (наследниками). Однако, если предъявлено требование о возмещении вреда за прошлое время, то оно удовлетворяется в пределах трехлетнего срока давности, предшествовавшего предъявлению иска.

4.Исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца устранить любые нарушения (помехи, препятствия) его права, хотя бы и не соединенные с лишением владельца.

Перечень видов требований, на которые не распространяются сроки давности, не является исчерпывающим. Так, например, сроки исковой давности не применяются к семейным правоотношениям. В соответствии со ст. 9 Семейного кодекса РФ на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен Кодексом. Например, трехлетний срок исковой давности применяется к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут (пункт 7 статьи 38 СК РФ). Также, на основании пункта 2 статьи 107 СК РФ алименты за прошедший период могут быть взысканы только в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд.

 

Внесены изменения в правовые акты по вопросу возврата или обмена технически сложных товаров

30.05.2016 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2016 № 471 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу возврата или обмена технически сложных товаров». В соответствии с пунктом 26 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Этим же пунктом Правил определено, что покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков). В отношении технически сложных товаров указанное требование покупателя подлежит удовлетворению согласно Перечню таких товаров, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 и 10.11.2011 №924 соответствующие перечни утверждены. В свою очередь, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2016 № 471 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу возврата или обмена технически сложных товаров» в перечни внесены дополнения. Теперь в них включены часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2016 № 471 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу возврата или обмена технически сложных товаров» вступит в силу по истечении 7 дней со дня его официального опубликования. С его текстом можно ознакомиться по ссылке http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201605300017.

Правительством РФ расширен перечень организаций, которые могут привлекать турецких работников

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 396 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1458 «Об утверждении перечня работодателей, заказчиков работ (услуг), на которых не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г». Согласно внесенным изменениям, работодатели могут привлекать для осуществления трудовой функции граждан Турции в случае, если договор с ними заключен до 01.01.2016. Кроме того, численность турецких работников должна соответствовать их количеству по состоянию на 31.12.2015. До внесения изменений, перечень работодателей, заказчиков работ (услуг), на которых не распространялся запрет на привлечение турецких работников включал 53 организации. Внесенными изменениями указанный перечень дополнен 14 организациями.

Самовольное ограждение парковочного места запрещено

В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты относятся к общему имуществу собственников данного многоквартирного дома и принадлежат им на праве общей долевой собственности. Таким образом, ограждение части придомового земельного участка (путем установки забора, шлагбаума, столбов и др.) без письменного согласия всех собственников квартир в соответствующем многоквартирном доме, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП– самовольное занятие земельного участка. Санкция за данное правонарушение предусматривает наложение административного штрафа: на граждан – в размере от пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч рублей. В случае установления факта самовольного захвата парковочного места, нарушитель подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, а все возведенные им оградительные сооружения – демонтажу за его счет.

WordPress Lessons